?

Log in

No account? Create an account
remochka
Голоса за стеной, или как обращаться с теми, кто плохо слышит 
13-фев-2008 07:41 pm
”Рокот нарастал, становился разборчивее;
вражеская армия в один голос выкрикивала: “Кобольд! Кобольд! Кобольд!”
...— Что они там орали? — спросил другой солдат. — “Гоу Болд”, что ли?..
Род задумался. Он сам слышал, как дикари кричали “Кобальт “.
К. Сташефф “Возвращение короля Кобольда”.


Догадывались ли вы когда-нибудь о том, насколько современный мир неприспособлен для людей с пониженным слухом?

Радиосообщения на вокзалах и в аэропортах — при том, что отсутствует хорошая визуальная информация. Застекленные стойки в приемных учреждений, стекло которых глушит для слабослышащего речь обслуживающего его человека. Очень распространенная (особенно в медучреждениях!) привычка вызывать посетителя к себе в кабинет из-за закрытых дверей (о том, что настала твоя очередь, догадываешься лишь по тому, что все окружающие начинают вертеть головами, удивляясь, что никто не входит в дверь...). Секретари в приемных или вахтеры, которые начинают что-то говорить, не дожидаясь, пока вы подойдете к ним, а когда вы подходите, то на вас уже срывают злость за что-то, что вы сделали не так. Например, вошли, когда вам сказали, что входить нельзя.

Отсутствие хороших фильмов с субтитрами. Чаще всего (особенно на видеокассетах) фильм либо дублирован на другой язык, либо текст читает переводчик. Если обычный человек способен из этой смеси иностранного и родного языков усилием воли вычленить нужное, то для слабослышащего это просто какофония звуков. А телепередачи? Некачественная звукозапись, особенно в “выездных эпизодах”, где речь сопровождается посторонними звуками, делающими ее неразборчивой. Музыкальный фон, сопровождающий речь актера в кино или театре, начисто “забивает” все слова. Из-за громкой музыки невозможно посидеть с друзьями в кафе...


Все дело в особенностях восприятия слабослышащим окружающего мира. Неверно было бы думать, что мир для такого человека это что-то вроде телевизора, у которого убавили громкость и поэтому в беседе надо просто громко выкрикивать слова. Слабослышащий — это не глухой, он слышит, но слышит мир совсем не так, как обычные люди.

Степени поражения слуха у людей различны, но, как правило, жужжания пчел, шума ветра, звука падающих капель из неплотно прикрытого крана в мире слабослышащего не существует. Вместо этого — удивительно чистая, звенящая тишина, прерываемая иногда отдельными звуками (голоса ваших родных, звук падающего стула, тихий писк телефона...). Обычные люди даже не подозревают — в каком шумном мире живут, настолько это все привычно: нескончаемый шум машин, рев кондиционеров, разговоры вокруг, шорох собственной одежды... А ночью они не могут уснуть из-за того, что где-то в углу скребется мышь...


Поэтому на приеме у врача маленькие дети, не подготовленные к тому, что впервые услышат, пытаются сорвать слуховой аппарат, когда весь шум мира врывается в их ухо: какие-то скрипы, шорохи, визг и свист... А взрослые часто приписывают эту реакцию плохому качеству слухового аппарата и не пытаются даже объяснить малышу, что это конкретно шумит, гремит и воет. Чтобы понять это, нормально слышащий человек может одеть слуховой аппарат — он услышит те звуки, которые ему были недоступны, услышит, но и почувствует боль в ухе от сильных звуков. Вот это самое чувствует слабослышащий человек при сильной потере слуха. По этой причине некоторые люди отказываются от слуховых аппаратов: слишком сильные звуковые удары приводят человека в состояние нокдауна, как в боксе. А сколько есть людей, все-таки мучающихся со слуховыми аппаратами, потому что у них нет иного выхода, если они хоть как-то хотят жить в этом мире.

Слуховой аппарат — это и благо и проклятье для человека. И вот почему — если обычный человек превосходно различает звуки хоть за 40 метров, для слабослышащего, в зависимости от степени поражения слуха* эта зона сужается до 1-4 метров. И вот здесь происходит удивительная вещь: все, что “шумит” за пределами этой зоны, для слабослышащего (без слухового аппарата) перестает существовать, но все, что происходит в зоне, он может иногда слышать даже лучше обычного человека! Оттого-то и возникает “иллюзия”, будто слабослышащий слышит нормально и просто иногда притворяется — это т.н. феномен “запасной громкости”. А причина этого парадокса простая — отсутствие мешающего звукового фона.

Вспомните, как трудно вести диалог, когда рядом гремит трамвай. Нормально слышащие люди в этот момент умолкают, т.к. “фон” “забивает” речь. А вот слабослышащему без аппарата трамвай не помеха. Трамвай за пределами зоны слышимости, а собеседник — рядом. Речь собеседника становится громче, чем трамвай, который воспринимается лишь приятным шорохом. Но стоит слабослышащему надеть слуховой аппарат — и от его преимущества не остается и следа. Даже простая музыка в кафе становится тем “трамваем”, который растворит в себе речь собеседника, в то время как нормально слышащий человек способен мысленно разделить речь и музыку, одно другому для него не помеха.

Восприятие громкости и разборчивость речи — вещи разные. Можно слышать речь, но не различать отдельных звуков, как это получилось в истории с Кобольдом (см. эпиграф). Что-то похожее обычные люди испытывают, когда слышат разговор за стеной: вроде бы звуки громкие, а понять ничего нельзя.

Подобное явление у слабослышащих врачи называют явлением маскировки — когда некоторые звуки просто исчезают на фоне других. Попробуйте представить себе картину художника, в которой вдруг исчез белый цвет: насколько полно такой образ будет восприниматься вами?

Если идеальная кривая-аудиограмма нормального слуха это — плавно выгнутая линия, почти прямая, то у человека с пониженным слухом она порой бывает с резкими пиками вверх или вниз, что говорит о том, что звуки определенной частоты и громкости могут таким человеком восприниматься громче или тише, чем это есть на самом деле. Поэтому не стоит удивляться, если слабослышащий в одном случае услышал стук в дверь, а в другом — нет. Изменилась частота колебаний звуковых волн, а вместе с ней — и восприятие звука.


Как правило, если слабослышащий человек не понимает ваших слов, это не значит, что он не слышит вас совсем. Не надо сразу наклоняться к нему и выкрикивать те же слова, отчаянно при этом жестикулируя. Оставляя в стороне психологический аспект (слабослышащий человек меньше всего на свете хочет афишировать свой недостаток и привлекать всеобщее внимание), такое поведение неверно в принципе. Спросите слабослышащего, что именно из ваших слов он не понял. Как правило, окажется, что все дело в 1-2 словах из вашей фразы. Может быть он услышал что-то вроде этого: “я вы...а...ила ра...аду на уы...а..кке” (“я высаживала рассаду на участке”). Каким-то образом все шипящие звуки исчезли, а дополнительных слов, которые помогли бы слабослышащему догадаться о смысле произнесенного, не было. Поэтому, если вы повторили фразу, а она до слабослышащего не дошла, то не надо раздражаться и кричать, а просто скажите медленно и четко то же самое другими словами: “Я посадила кое-что на огороде”, и наградой вам будет улыбка человека, который, наконец, вас понял.

Открою секрет: как правило, слабослышащие боятся таких ситуаций и любыми способами пытаются их избежать. А способов великое множество: распрощаться и уйти, сославшись на любой предлог, кроме истинного, сделать вид, что все понятно, перевести разговор на другую тему и т.п. И бесполезно потом доказывать такому человеку; “Я же вам говорил!” Говорили, но он не слышал, а в некоторых случаях и не сознается в своем промахе, если хочет от вас скрыть свой физический недостаток. В результате — конфликт. А в наше время поводов скрывать более чем достаточно: кто доверит слабослышащему хорошую работу? Конечно, есть люди, которые не скрывают своего недостатка, или не в состоянии скрыть, но им, чтобы интегрироваться в общество, приходится жить, как разведчику, всегда начеку: вдруг меня сейчас позовут издали? А если я не услышу? Господи, только бы не узнали, что я такой!

Час-два, проведенные в большой компании, где все получают удовольствие от общения, для слабослышащего становятся пыткой, ибо он проводит их в максимальном напряжении всех чувств: только бы понять! Только бы успеть увидеть собеседника до того, как он обратится к тебе! — расплата наступает вечером, в виде таблетки от головной боли... А что делать? Не ходить в общество? Не всегда можно отказаться, а, кроме того, слабослышащий тоже человек, и ему хочется того же, что и всем. Если глухой человек страдает от того, что не может нормально общаться, он отгораживается от мира в среде таких же, как он. Но у слабослышащего иная ситуация: у него есть хоть какая-то возможность проникнуть в мир обычных людей, и он не хочет жить в “резервации”. Это его счастье и его мука, крест, который надо нести всю жизнь.

Большую помощь слабослышащему может оказать способность читать по губам. Поэтому, когда вы говорите с таким человеком, постарайтесь не закрывать лица рукой, не поворачиваться к нему спиной и не начинайте разговор из-за спины слабослышащего. Сначала привлеките его внимание, и только тогда начинайте разговор. Многим слабослышащим, чтобы понять другого человека, надо сначала привыкнуть к его голосу. Поэтому, если вы впервые встречаетесь со слабослышащим, зная о его недостатке, — не обрушивайте на него бесконечных утомительных монологов, но и не старайтесь говорить с ним упрощенным языком, как с маленькими детьми, — это обидно для вашего собеседника.

Что можно посоветовать слабослышащему человеку? В первую очередь хочу обратиться к родителям слабослышащих детей, которые отдают их в обычные школы: не позволяйте учителям спрашивать ваших детей в письменном виде — это, конечно, самый легкий путь, но, увы, оборачивающийся потом проблемами в жизни, где таких поблажек не будет. У таких детей, как правило, есть нарушения речи, они могут стесняться, и учителя их жалеют.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос полноценным, инициативным человеком, поговорите с учителями. Есть масса способов, как такой ребенок может участвовать в общем опросе класса. Если идет чтение вслух, он может начинать читать первым, или же уговориться с соседом по парте, чтобы тот показал ему нужное место. Учитель может при вопросе подойти поближе к такому ребенку. Главное, чтобы ребенок постоянно учился устному общению, тогда и в классе он не будет “белой вороной”, и дети быстрее привыкнут к дефектам его речи. Самое тяжелое — это освоение языков. Слабослышащему и так сложно разбирать звучащую речь, но он хотя бы может догадаться по контексту. В чужом же языке недостаточное знание слов превращает общение в жестокую пытку.

Слабослышащему надо помнить, что “спасение утопающих — дело рук самих утопающих” и во многих случаях брать инициативу на себя, Если вы идете с кем-то в ресторан, попробуйте первым занять такое место, где вам будет лучше слышно и где музыка звучит тише всего. Особенно это относится к людям с односторонним слухом. Если вы лучше слышите левым ухом, старайтесь всегда сидеть справа от собеседника, прибегните к маленьким уловкам. К примеру, если вы вдвоем садитесь за четырехместный столик, сядьте сами и временно положите сумку на стул справа от вас, что побудит вашего собеседника сесть слева от вас, что и требовалось.

Во время семейных обедов или бесед в компании садитесь спиной к источнику света, чтобы свет падал не на ваше лицо, а на лица ваших собеседников. Тогда вы сможете наблюдать за движением губ и мимикой говорящих.

Все слабослышащие не раз попадали в ситуацию, когда их слуховой аппарат начинал издавать электронный “писк” в самое неподходящее время. Как правило, окружающие начинают вертеть головами, чтобы найти источник непонятного звука. Если вам по каким-то причинам неудобно признаться, покажите людям свои электронные часы и свалите все на них. Впрочем, в эпоху пейджеров и мобильников эта проблема уже исчезает. Иногда слуховой аппарат “фонит” из-за неплотного прилегания ушного вкладыша к стенкам уха, отчего туда попадает воздух и заставляет аппарат звенеть; в таких случаях бывает достаточно одним движением руки поправить его. Звон раздается также, если аппарат включен на предельную громкость или ресурс питающей его батарейки вот-вот истощится.

Главное — помните о том, что недостатки слуха это не помеха для нормального развития. Людвиг ван Бетховен в эпоху, когда не было слуховых аппаратов, брал в зубы палку и касался ею звучащего музыкального инструмента, и продолжал творить, сочиняя свои бессмертные мелодии. Один из путей, который может помочь слабослышащему обрести уверенность в себе — это попытаться научиться делать что-либо лучше, чем обычные люди. Если вы станете высококлассным специалистом своего дела, без которого трудно обойтись, люди не только “простят” вам ваш недостаток, но и сделают все возможное, чтобы облегчить вашу жизнь в этом плане, Но чтобы добиться этого, потребуются годы тяжелого труда, и к этому надо быть готовым. Жизнь — это борьба и ваша судьба — в ваших руках.

*Выделяют 3 степени тугоухости. К легкой Т. относят понижение слуха, при котором шепот воспринимается на расстоянии 1~3 м, а обычная разговорная речь — на расстоянии более 4 м; при средней Т. шепот различается на расстоянии менее 1 м, а разговорная речь — на расстоянии 2-4 м; при тяжелой Т. шепот не различается даже около уха, а разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 2 м.


Статью написала renatar для газеты “Ваше здоровье” в 1997 году. За что ей большое спасибо!!!
С ее разрешения помещаю ее здесь.


P.S. Спасибо всем за комментарии в предыдущем посте. Сегодня ночью отвечу тем, кому вчера не успела. :)
Comments 
13-фев-2008 06:11 pm
Полезная и добрая статья. Похожая есть у А.В.Суворова про слепых и слепо-глухих. Я бы поставила изучение таких статей в школьную программу вместо гражданской обороны или что там сейчас есть в школе.
13-фев-2008 11:33 pm
Мне кажется, люди не знают, как себя вести, поэтому боятся и избегают общения. Нужно просто разъяснять. :)
И такие статьи нужны и чем больше народу прочитает, тем лучше.
13-фев-2008 06:33 pm
Спасибо за статью! Мне бы лет семь назад её прочесть, когда я в первый раз со слабослышащей девочкой встретилась...
Мой любимый дедушка был слабослышащим, но у взрослых всё-таки всё иначе, а он потерял слух в 30 лет, когда уже все песни, шорохи и негромкие звуки были ему знакомы. Он был моим хорошим другом. Предпоследний абзац (тот, что до звёздочки)очень верен. Да и всем нам полезно помнить, что надо СТАТЬ человеком, и что дело это небыстрое.
13-фев-2008 11:30 pm
Спасибо автору!
Да, небольшой ликбез многим бы не помешал. :)
А в общений с "особыми" детками важно учиться этому общению и это приходит только с опытом. Одними статьями тут не обойдешься, но они могут помочь понять какие-то тонкие моменты.
13-фев-2008 07:58 pm
Очень хорошая и полезная статья. :)
Однако — вы ж не забыли, что мне свойственна ужасная вредность? — я сейчас её продемонстрирую, "вывернув" ситуацию наизнанку.
Я хочу спросить вот что.
Что за странная привычка у взрослых людей — стесняться своей тугоухости? %)
Я понимаю, когда стесняется ребёнок, особенно подросток, — потому что детский коллектив, к сожалению, почти всегда готов дразнить, обижать и пр.
Но взрослый-то человек? почему он не может сразу сказать: извини, я плохо слышу — пожалуйста, не обижайся, если я буду переспрашивать.
Могу же я прийти в аудиторию и сказать: я плохо вижу, поэтому позвольте мне сесть поближе к доске/окну и пр.
Иной раз и говорить ничего не надо: если человек в очках (или, например, с костылём, или с протезом), с ним и так всё ясно. :)
Почему тугоухий человек боится сознаться в недостатке слуха? Это ведь не стыдно, не позорно...
Я правда не понимаю.
У меня был опыт общения с таким вот "стеснительным" человеком — лучше умрёт, а не сознается, что чего-то недопонял. :( Скольких конфликтов и скольких неприятных ситуаций можно было бы избежать, если б он не "стеснялся", а спокойно уточнял, правильно ли он понял сказанное...
13-фев-2008 08:10 pm
я перестал стесняться своей тугоухости только сейчас (спустя 10 лет после получения ея). А главная причина нашей стеснительности в том, что наша тугоухость реально у многих вызывает раздражение. Я неоднократно сталкивался почти с агрессией.
14-фев-2008 12:55 am
Еще пример негатива со стороны посторонних людей могу подкинуть.
Несколько лет назад меня пригласили в одно общество прочитать цикл лекций по местной архитектуре и достопримечательностям. Было видно, что понравилось, в конце многие люди подходили, благодарили, но тем не менее в дальнейших лекциях мне было отказано. Только потом выяснился такой момент, что кто-то заявил приглашающей меня стороне свои претензии по поводу моей дикции, что он платит за лекции деньги и не желает утруждать себя такой подачей материала. Так деньги сыграли свою роль.
И человеческий фактор оказался тут ни при чем.
14-фев-2008 08:36 pm
Да, обидная ситуация. :(((
14-фев-2008 05:49 am
Спасибо и вам , и автору. Постараюсь быть внимательнее...
14-фев-2008 08:40 pm
Рада, что не прошли мимо. :)

офф
Анна! Я все забываю сказать, что уже давно купила для Вас Алису "Янт. сказа". Она Вам еще нужна? :)
14-фев-2008 11:14 am
спасибо.
14-фев-2008 08:37 pm
Вам спасибо, что прочитали.
14-фев-2008 10:02 pm
Наше общество вообще много для чего не приспособлено!Если бы только для слабослышащих не приспособлено.
А если непохожесть на всех скрыть нельзя? Действительно надо воспитывать детей так,чтобы они понимали,что люди бывают разные,что так было всегда,что это надо воспринимать естественно.Хотя сейчас даже просто хорошим манерам многие не научены.Так обидно бывает за некоторых детей,действительно чудесных,просто немного других.Пытаясь решить подобного рода проблемы всегда натыкалась на стену непонимания со стороны родителей-у них проблем нет и утруждать себя разговорами с ребенком на тему "не обижай" они не будут.Вот как изменить общество?Никак.Поэтому приходится подстраиваться под него.
Даже если всем начнут разъснять,сколько пройдет времени,чтобы это сработало.
14-фев-2008 11:10 pm
Очень наивно полагать, что проблемы нет и не нужно себя утруждать... Я уже об этом писала, но повторюсь. Если сейчас проблемы нет, это не значит, что она не возникнет вдруг. Можно потерять слух очень легко - после курса антибиотиков (самая частая причина тугоухости у детей, чаще наследственной), после травм, осложнение после болезни.....
И все-таки лучше разъяснять, иначе вообще ничего не изменится.
Я вот последнее время стала замечать больше "особых" деток на улице, в транспорте. Такое ощущение, что раньше все прятались по своим норкам. Сегодня опять видела маму с такой девочкой в метро. Все-таки сдвиги какие-то есть.
15-фев-2008 12:04 am
Так я о том-то и написала.Я сама постоянно пытаюсь всем разъснять,если люди слушают.У меня тоже у дочери есть свои проблемы.Хотя я больше заступаюсь за других.Меня просто не слышат!Даже родители,у которых проблемы ,не хотят ничего предпринимать.Замалчивают.Стараются не выделяться.Я потому и пишу,что ужасно много времени пройдет,пока у людей изменится мнение ,и оттого обидно,что увидят ли наши дети понимание не только нас-родителей,но и людей вокруг.Я бы очень хотела знать,как мне объяснить ребенку,что не она не такая,а те,кто постоянно напоминают ей об этом.
Кажется я опять не очень понятно написала.
15-фев-2008 11:14 am
Вот мне тоже кажется, что скрывать — не метод. Если каждый "особый" человек перестанет чувствовать себя виноватым из-за своей "особенности", общество начнёт задумываться...
15-фев-2008 10:56 am
Хорошая статья, спасибо.

У нас и пандусы далеко не у всех магазинов и аптек есть. А на двери одного магазина (где вешают наклейки с зачёркнутыми мороженым, собаками и т.п.) недавно довелось увидеть наклейку с зачёркнутой коляской! Магазин находится в подвале, лестница в нём шириной метра 4, не крутая, пандус сделать можно было бы легко.
15-фев-2008 05:24 pm
Спасибо. Я не задумывалась. Не потому, что меня это не волнует, а просто не задумывалась и всё. Ещё раз спасибо, статья произвела на меня впечатление.
10-дек-2010 07:28 am
Какая правильная статья, и как мало людей догадываются об этом, даже иногда в семье...
11-дек-2010 06:43 pm - Спасибо за статью!
у Бетховена, видимо, костный слух не пострадал...

мне тоже очень трудно признаваться в том, что я плохо слышу. хотя, вот, юзерпик себе такой вот выбрала и уже лет 6 только с ним и живу. :)

все мои близкие сами выключают музыку в машине, если хотят со мной общаться.

и я не люблю, когда не виден рот при разговоре - хуже понимаю речь.

и от телевизора пришлось отказаться - слишком часто там такой звук, что мне не под силу распознать речь. чем злиться и напрягаться, мне проще и воовсе от него отказаться.

и социализация страдает порядком, да - половину обсуждения я не ловлю - какое уж тут общение, особенно если шумно. это меня здорово ущемляет.

недавно размышляла на тему: "Почему нас так раздражает чужое не(до)понимание?"
12-дек-2010 07:31 pm
Хорошая статья, спасибо. Про разное восприятие разных частот я знала, но не приходило в голову, как это будет в реальности ощущаться человеком. А ведь, наверное, отчасти похоже на барахлящую сотовую связь - бывает иногда в мобильнике вроде слышно громко, но половина слогов проглатывается и в результате ничего непонято.
This page was loaded апр 25 2019, 10:09 am GMT.