Home
remochka
И чему хорошему может научить “страшный” Чуковский? Дети уже ночами не спят из-за его сказок... 
27-Ноя-2007 01:03 am
Прочитала сегодня ночью в [info]psy_baby:
“То что Чуковский что-то пил и чем-то кололся я уже поняла, - пишет [info]marianna_krim, - Теперь осталось убедить в этом бабушку. Подаренные ей книжки “Тараканище”, “Бармалей”, “Муха-цокотуха” - я благополучно спрятала и просила ей их не читать. Тем более никакой на мой взгляд педагогической нагрузки эти книги не несут. Пару дней назад бабушка с гордостью сообщила, что она купила себе домой книжки читать ребенку у себя дома”.

Первая фраза просто супер. Правда? Я даже не нашлась, что толкового ей посоветовать. Да и нужны ли ей советы? Она ведь для себя уже все решила.

И что же читала эта “горе”-бабушка?
А вот что:

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!

Он бегает по Африке
И кушает детей -
Гадкий, нехороший,
жадный Бармалей!


Вы тоже считаете что Чуковский писал что-то старшное? И про Бармалея Вам читать ребенку не нравится?


Ну не могу я это воспринимать, как что-то страшное. Не могу! Я когда этот фрагмент читаю, вернее пытаюсь читать, всегда сбиваюсь на пение. Мультиков насмотрелась. :))) Домашние спокойно такое чтение тоже не воспринимают (смеются они над моими вокальными данными). :)
Короче, товарищи, у кого проблемы с Чуковским смотрите мультики, особенно “Доктор Айболит” Давида Черкасского (он не только по Доктору Айболиту, а по мотивам сказок и стихов).



Даже если Вам не особенно нравится читать Чуковского, после просмотра, я думаю, желание появится, но некоторое время будете петь и Айболита, и Бармалея, и Муху-Цокотуху, как подсказывает мой опыт. :) Причем у меня это уже по второму кругу, сначала пела Ане, теперь Алеше.


Да, вот ссылка на пост (http://community.livejournal.com/psy_baby/667791.html), там в принципе не про Чуковского, а про проблемы с засыпанием у ребенка и связывается это со “страшными” сказками Корнея Чуковского.
Comments 
26-Ноя-2007 10:22 pm none (UTC)
Очень занятно бывает после прочтения такого рода претензий к Чуковскому почитать его же "От 2 до 5". Сколько десятилетий прошло - а придирки всё те же :) А дети между тем любят эти сказки до замирания сердца - и правильно делают.

Когда Саше было около полугода, я выучила несколько сказок наизусть и рассказывала их ему, если он начинал плакать или очень уставал. Эффект был потрясающий: ребёнок слушал, открыв рот и позабыв о всех своих неприятностях. Чуть вырос, стал больше понимать - стал ещё и счастливым смехом заливаться :)
26-Ноя-2007 10:41 pm none (UTC)
Какое уж тут "От 2 до 5"? Там уже по первому предложению в посте все ясно.

По поводу сказок абсолютно согласна. :)
27-Ноя-2007 06:24 am none (UTC)
"придирки все те же" - потому что текст-то не менялся, сюжеты хорошие, а исполнение, мда, и эти ужасы-ужасности, я тебя уверяю, не всем детям нравятся, моему не нравилось.

Я помню, что в "От 2 до 5" он приводил примеры, как долго и качественно работает над одной сказкой: "И пришла к Айболиту лисица: "Ах, у меня энфлюэнция"", и модификация потом в разных вариантах. А потом выбрал лучшее, ага, прямо слезы на глазах, какой талантище, как много он вкалывал, чтобы сеять разумное, доброе, вечное.

Единственное, что у Чуковского есть хорошего без всяких вопросов - это переводные стихи.

И еще: ты слышала хоть раз претензии к сказкам Пушкина?
26-Ноя-2007 10:27 pm none (UTC) - мы это уже много раз обсуждалитс друзьями=))
ээ.. боюсь навлечь Ваш гнев, но я полностью согласна=)) Чуковский писал для взрослых.
Тараканище - про ээ.. вождя всех народов, все это знают. Когда-то это был ли не единственный писатель для детей, но сейчас есть выбор.
Сказка про то как лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли - ещё в детстве была источником моих кошмаров ( снилась горящая вода, которую нельзя потушить водой)
А эти фразы :
Волки от испуга скушали друг друга
А слониха вся дрожжа так и села на ежа и тд и тп

Айболит, да, но только переводной, не стихотворный..
26-Ноя-2007 10:56 pm none (UTC) - Re: мы это уже много раз обсуждалитс друзьями=))
Да это не гнев. Если бы не слова: "То что Чуковский что-то пил и чем-то кололся я уже поняла...", я бы не стала так кипятиться. Она меня просто убила таким заявлением. :((( Он же только сказки и стихи для детей писал, он столько всего успел за свою жизнь, что стал уже не человеком, а явлением. И сказать о нем такое! В общем, автор этого поста только одной этой фразой показала степень своей дремучести.

А так каждый родитель своему ребенку читает, то что ему нравится и глупо на это тему спорить или сердиться, как мне кажется.

Фразы эти меня и моих детей не пугали. :) Если уж пойти вширь и вглубь, тогда не нужно детям читать "Колобка" и "Красную шапочку", а также сказки Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена и Пушкина с Ершовым тоже не надо. И народные сказки ни в коем случае, там Баба-Яга, Кощей Бессмертный и прочие страсти-мордасти...
27-Ноя-2007 05:56 am none (UTC) - Re: мы это уже много раз обсуждалитс друзьями=))
ну, справедливости ради: "Тараканище" было написано еще до того, как вождь всех народов им стал. кто там "все это знают?"
вот тут об этом говорит внучка КИ: http://www.chukfamily.ru/Elena/Interview/Povezlo.htm
В 1921 году было написано "Такаканище".
27-Ноя-2007 07:21 am none (UTC) - Re: мы это уже много раз обсуждалитс друзьями=))
9 марта 1956 года, вскоре после "Секретного доклада" Хрущева на ХХ съезде, К. Чуковский сделал в своем дневнике следующую запись: Когда я сказал Казакевичу, что я, несмотря ни на что, очень любил Сталина, но писал о нем меньше, чем другие, Казакевич сказал:

- А "Тараканище"?! Оно целиком посвящено Сталину.

Напрасно я говорил, что писал "Тараканище" в 1921-м году, что оно отпочковалось у меня от "Крокодила", - он блестяще иллюстрировал свою мысль цитатами из "Т-ща".
27-Ноя-2007 08:43 am none (UTC) - Re: мы это уже много раз обсуждалитс друзьями=))
А вы знаете, в каком году была написана сказка "Тараканище"?

Сорри, выше уже написали. Кто-то когда-то этот миф про Сталина выдумал, и он оказался весьма живучим :(

Детские это сказки, просто детские. Для детей и про детей (точнее, про особенности их детской речи и мышления).

Edited at 2007-11-27 08:49 (UTC)
26-Ноя-2007 10:56 pm none (UTC)
я даже не рискнула что-то советовать в том посте :) с фразой "Тем более никакой на мой взгляд педагогической нагрузки эти книги не несут" спорить бессмысленно.
но все же Чуковский настолько любимый и читаемый писатель, что за его популярность не нужно опасаться (недавно была возможность полюбоваться на десяток малышей, которые наперебой рассказывали наизусть все его сказки).

но если родитель боится каких-то слов - может ему и правда не стоит читать эту книгу ребенку?

а детские страхи возникают независимо от нашего, взрослого, представления о страшном. Чуковского читаем без купюр и с удовольствием, мультфильм ужасно нравится (спасибо что напомнили).
но были у сына литературные страхи - два страшных животных: волк и... коза.
и очень страшная книга "Крошка енот".






26-Ноя-2007 11:05 pm none (UTC)
:))) А ей и не нужны были советы, она же уже написала, что она думает по этому поводу.

Если боится, то лучше не читать. Но я не могу припомнить ни одного случая (мои дети и дети знакомых), чтобы кого-то эти сказки напугали. По-моему они веселые :))) и поучительные (в меру).

Наверное, чтобы как-то победить страхи, нужно понять откуда у этих страхов "ноги растут" и исходя из этого предпринимать какие-то действия. Но тут я не специалист. :)

А мультик замечательный! Есть по Чуковскому и другие хорошие, но этот вне конкуренции.
26-Ноя-2007 10:59 pm none (UTC)
Бывает...
Но всё-таки занятно, что в стране некоторый тип читателя не меняется с 20-30-х годов... :)))
26-Ноя-2007 11:07 pm none (UTC)
Да, занятно не то слово :)))
26-Ноя-2007 11:37 pm none (UTC)
У Чуковского где-то в дневниках записано, как ему не давали печатать Муху-Цокотуху, так как то что там описана свадьба мухи и комара, а биологически это невозможно! Вот такие же как эта мамаша с Чуковскофобией, наверное, в издательстве сидели. Кстати далее Чуковский писал, что его аргумент о том, что Муха-Цокотуха это сказка для детей трех лет ни к чему не привели...
Насчет того, что сказки Чуковский писал для взрослых, не соглашусь: опять же из его дневников помню, что он говорил, что Крокодила написал для своего сына, когда тот болел. Остальные сказки тоже были написаны либо для его детей либо для детей вообще.
27-Ноя-2007 11:58 pm none (UTC)
Да, было это в дневниках. Свадьба, именины - все эти обряды чужды советскому человеку. :)))
27-Ноя-2007 03:10 am none (UTC)
Когда я сейчас читаю "зубы острые в самое сердце вонзает" и "муха криком кричит, надрывается" мне жутковато, но в детстве это все воспринималось по-другому. Как игра скорее. Мне даже кажется, что некоторые детские страхи могут исчезнуть, если их проговорить в сказке со счастливым концом. Если кажется, что ребенок боится какой-то сказки, можно убрать ее на время и посмотреть. Но отрицать всего Чуковского из-за этого... И в такой форме... А вообще дети существа загадочные. Они иногда таких вещей боятся. Моя знакомая абажура на лапме очень пугалась. И что? Какие выводы - распять производителей абажуров? Странно...
Меня у Чуковского смущает Топтыгин и луна: А с Луны, словно мед, На поляну течет, Золотой разливается Мед... Как это? Мед, словно мед???
И еще в Мухе-цокотухе... Там комарик прилетел сначала, а потом он уже "на скаку" ))))))))))
Но это мелкие придирки к гению :)))))
27-Ноя-2007 11:59 pm none (UTC)
Дети все воспринимают по-своему. :)
27-Ноя-2007 03:38 am none (UTC)
аааааааа... люблю такие разговоры о Чуковском :)

я помню, когда еще близко к сердцу воспринимала, подробно разъясняла в ответ по трем направлениям: (1) ритм, (2) неразвитое детское восприятие, которому нужен более яркий эмоциональный контраст для понимания и обучения, (3) сказки-страшилки типа сказкотерапии... в итоге разговора мне неименно выдавалось мамой "я все равно сама боюсь, потому не буду" - тут мне вспоминались записки Беклемишева,... и я расслаблялась, оставляя очередную мамочку в покое :)

Рит, и ты плюнь - таких мамочек все равно не наберется достаточно, чтобы как-то повлиять на степень издаваемости и читаемости Чуковского... а дети их в культуре же воспитываются - так что где-то да получат свою долю Чуковского за спиной у запуганной мамы :)
27-Ноя-2007 07:34 am none (UTC)
В первом классе обязательно настигнет их страшный Чуковский! :)))
Простите, а вы не подскажете, где-нибудь можно по второму пункту что-нибудь прочитать?
28-Ноя-2007 12:23 am none (UTC)
Ну, к счастью, реплик таких "ранимых" мамочек не много. :) Просто формулировка задевает за живое.
27-Ноя-2007 05:19 am none (UTC)
помнится, на Астрид Линдгрен сильно наезжали за тему смерти в "Братьях Львиное Сердце". А сказка-то изсамых-самых лучших!!
28-Ноя-2007 12:00 am none (UTC)
Помнится, Линдгрен и за Пеппи сильно критиковали, но... :)
27-Ноя-2007 05:40 am none (UTC)
Ох, Рита, и действительно - эта тема возникает с завидной регулярностью, не дают старику покою. И никак не хочет соображать эта мадам, которая все про все знает, что сколько поколений людей нормальных и здоровых на Чуковском выросло? И только ее несчастное чадо останется неврастеником!
Да тьфу на нее, человек недалекий.
28-Ноя-2007 12:02 am none (UTC)
Да у той мадам дитетко белое и пушистое, а мы своих монстрами растим. :)) Ничего уж не поделаешь. :)))
27-Ноя-2007 06:19 am none (UTC)
У Чуковского такая удивительная мелодика стиха... Как ни у кого другого. Недаром же его стихи дети запоминают наизусть раньше и лучше остальных!

А еще мы, как фанаты аудиосказок и аудиоспектаклей, очень любили и любим (и я в детстве, и дети сейчас) сказки Чуковского в исполнении автора :)

Кстати, спасибо большое за напоминание про мультфильмы!
27-Ноя-2007 07:50 am none (UTC)
+1 к первому утверждению. Очень жаль, что многие родители лишают своих детей удовольствия их слушать и запоминать.
27-Ноя-2007 08:57 am none (UTC)
У моего чада из стихотворных сказок Чуковского "Тараканище" - самая любимая, а "Доктор Айболит" в прозе зачитан до изложения наизусть :-)
Ну а дама эта... У нас вот в группе в детском саду некоторые родители уже водили своих 4-5 летних чад смотреть "Человека-паука" и "черепашек-ниндзя" детям показывают. Не представляю, как этих людей переубеждать.
28-Ноя-2007 12:11 am none (UTC)
У моей старшенькой любимым фильмом в 5 лет было "Смертельное оружие". :) Так что дедушка Чуковский нас хорошо подготовил к жизни. (шучу :))))
27-Ноя-2007 03:40 pm none (UTC)
И я присоединюсь, если позволите :) Может быть, просто все субъективно? Ну, не любит процитированная мама творчество Чуковского... Так и я чье-то не люблю. И вы.
Мой ребенок примерно от 2-х и до 2,7 "Тараканище" и "Доктор Айболит" очень любил. "Тараканище" - даже ещё раньше, мы читали за едой и во время массажа, а "Д-р Айболит" - это то, что ребенок стал сам фрагментами рассказывать. И про зайчика, которому "перерезало ножки" очень любил. Потому что жалко. И всегда с горестной интонацией рассказывал.
И все эти "зубы острые в самое сердце вонзает", "муха криком кричит, надрывается", я, читая, ему обыгрываю, утрирую немного, потому что это игра, понарошку...
28-Ноя-2007 12:08 am none (UTC)
Голос в защиту - это всегда приятно. Присоединяйтесь. :)
30-Ноя-2007 12:40 pm none (UTC)
На эту дискуссию уже ссылки есть, так что я только что сюда попала, и мой комментарий – общее впечатление от всего здесь прочитанного.
Во-первых, удивило, что кому-то не нравится, что в «детском» Чуковском и взрослые могут для себя забаву найти (пародийность, исторические параллели), во-вторых, я всегда считала, что если написал раньше, а параллели позже возникли, то это в пользу гениальности автора.
Если кому обязательно нужно, чтобы книжка с уроком была, те могут на «Мойдодыра» и «Федорино горе» налегать.
То, что дети пугаются, тоже поразило. Дети, конечно, разные, но вот мои ну никак испугаться не могли, мы всего Чуковского с рождения читаем и к моменту понимания слов это уже на столько родное, что никак не испугаться.
А всем, кто ещё не научился получать удовольствие от Корнея Ивановича, рекомендую его дачу-музей, что в Переделкино. Там и детям и взрослым обычно ужасно нравится.

30-Ноя-2007 05:20 pm none (UTC)
Спасибо и добро пожаловать! :)
Согласно с Вами по всем пунктам, о чем здесь уже писала выше.
Да? Ссылки? Очень интересно! А не подскажите где встретили ссылку? :)
И напоминание про Переделкино спасибо! Вот только маленький чуть-чуть подрастет.
This page was loaded Июл 15 2009, 7:15 pm GMT.